Начертательная геометрия и Инженерная графика — одни из самых сложных предметов для студентов строительных и инженерных специальностей, обучающихся на первых курсах.
Традиционно считается, что начертательная геометрия развивает пространственное мышление и создает определенную теоретическую базу для изучения курса Инженерная графика. Однако, эта теория весьма сомнительна.
Начертательная геометрия изначально была частью прикладной математики. С помощью графиков решались сложные инженерно-технические задачи.
И Инженерная графика, и начертательная геометрия используют один и тот же метод построения чертежей. Все чертежи являются условными. ГОСТами прописаны основные требования выполнения чертежей.
Построение технических чертежей (инженерная графика) имеют ряд условностей и упрощений. Многие преподаватели замечают, что, зачастую, студенты, которые с большим трудом справлялись с курсом Начертательной геометрии, вполне легко переходят к Инженерной графике. В этом случае, абстрактное мышление, которое не у всех выражено ярко, заменяется практическим, которому можно обучить.
Именно поэтому можно сделать вывод, что начертательная геометрия не является базовой для Инженерной графики. Она не формирует и не развивает пространственное мышление у обучаемых.
По своей сути, начертательная геометрия является одним из главных и необходимых предметов для подготовки высококвалифицированных специалистов технического профиля.
Основные задачи начертательной геометрии:
- формировать формальную модель расширенного Евклидова пространства;
- формировать и систематизировать подход к решению позиционных и метрических задач;
- формировать умения и навыки по созданию процессов, систем, технических форм при помощи геометрического моделирования.
Для того, чтобы решить поставленные задачи, необходимо провести модернизацию нынешних учебных программ. А для этого, в первую очередь необходимо:
- увеличить количество часов, предоставленных изучению конструирования кривых и различных поверхностей;
- изменить методы и структуру проведения практических занятий. Необходимо сделать упор на выработку у студентов устойчивых навыков конструирования геометрических объектов по заданным свойствам;
- уделить внимание вариантам решений задач, которые в последствие будут использоваться в CAD/CAM системах;
Причем, последний пункт обязателен и для модернизации курса Инженерная графика. По окончании обучения курса студенты обязаны знать:
- как настраиваются системы CAD/CAM при работе над любой поставленной задачей;
- общие условности и упрощения, применяемые при выполнении чертежей технического характера.
Обучение черчению специалистов технических специальностей не должно заканчиваться по окончании первого курса. Знания и навыки должны совершенствоваться на протяжении всей профессиональной деятельности.
|