Заказать чертежи
_______________________


















Rambler's Top100
Задачи по физике
14.10.2010 19:39

По способу выражения условия физические задачи можно разделить на текстовые, экспериментальные и графические (частный случай — задачи-рисунки). Наибольшее применение в учебном процессе получили текстовые задачи. Это такие задачи, условие которых выражено словесно, в виде текста, и содержит все необходимые данные, кроме физических констант. Текст задачи может содержать сведения, важность которых для решения задачи не очевидна. Условие задачи в виде текста (текстовый код) оказывается неудобным для образного представления задачи. Поэтому процесс восприятия задачи сопровождается перекодированием ее условия с помощью кода более высокого порядка.

Первой формой перекодирования является переход от задачи в виде текста к краткой записи ее условия в виде буквенных и знаковых обозначений, выполнение рисунков, схем электрических цепей и др. Возможно и дальнейшее перекодирование задачи кодами высшего порядка, например использование для кодирования диаграмм и сил (выделение взаимодействующих тел и изображение мер этих взаимодействий с помощью векторов сил), аналитической формы записи условия задачи. В зависимости от характера и метода исследования явлений текстовые задачи по физике можно разделить на качественные и количественные (вычислительные или расчетные). Качественными называют такие задачи, при решении которых определяются только качественные зависимости между физическими величинами. Для их решения, как правило, не требуется никаких вычислений.  Решение задач заключается в применении физических закономерностей к анализу явлений, о которых говорится в задаче, т. е. объектом изучения является физическая сущность явлений на уровне их объяснения. В связи с этим решение качественных задач целесообразно на начальных этапах усвоения учебного материала. Качественные задачи по физике могут быть сформулированы словесно, с опорой на иллюстрацию (рисунок, фотографию, схему, график и др.), могут предполагать использование эксперимента. При решении качественных задач по физике применяется аналитико-синтетический метод, сущность которого заключается в том, что с помощью индукции и дедукции cтроятся логические умозаключения, основанные на физических законах.

 

Последовательность этапов решения качественных задач может быть следующей:

1) ознакомление с условием задачи, его осмысливание и усвоение;

2) анализ содержания задачи, выяснение ее физического смысла, построение графика, чертежа, рисунка и др.;

3) аналитические и синтетические рассуждения для расчленения сложных явлений на ряд простых и объединения следствий (результатов), полученных путем применения физических законов к конкретному случаю, в общий вывод;

4) анализ полученного ответа.

Качественные задачи по физике повышают интерес к предмету, развивают логическое мышление студентов, формируют умение применять знания для объяснения явлений природы и др. Их можно использовать в процессе объяснения нового материала, при его закреплении и проверке знаний студентов. Качественные задачи включают в самостоятельные и контрольные работы по физике, а также в домашние задания студентам. Задачи, при решении которых устанавливаются количественные зависимости между физическими величинами, называют количественными (вычислительными или расчетными). Для получения ответа на вопрос задачи (в виде формулы или числа) необходимо произвести определенные математические операции. Начальным этапом решения таких задач является качественный анализ, который затем дополняется количественным анализом с вычислением определенных числовых характеристик процессов. Однако в процессе обучения отмечаются случаи, когда количественные задачи решаются без достаточного качественного анализа путем подстановки данных в формулу, подбираемую по чисто формальным признакам. При этом математические операции могут выступать на передний план, заслоняя физическую сущность задачи.

Как установили психологи, решение задач по физике часто осложняется применением громоздкого вычислительного аппарата, который нередко создает видимость мыслительных усилий, а на деле искусственно сдерживает применение более активных форм умственного труда. Увлечение математическими расчетами при решении задач по физике приводит к тому, что физический смысл понятий отступает на второй план, превращаясь в разновидность математических законов, а решение задач по физике превращается в решение задач по математике. Это приводит к тому, что вторая сигнальная система, функционирующая при оперировании словесными и математическими формулами, не находит достаточной опоры в первой сигнальной системе, т. е. в конкретных фактах действительности. Таким образом, решение количественных задач необходимо сопровождать достаточно глубоким и всесторонним качественным анализом, выявлением физической сущности задачи. Количественные задачи не следует противопоставлять качественным, так как в основе решения задач обоих типов лежит понимание физической сущности законов и умение применять их на практике.

 
Главная | Статьи | Задачи по физике
пользовательское соглашение